Тяро Юлия_пос. Ныда

04.03.2016 16:55

Ты ещё не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подпирают небо?

А по небу, к океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи – тени.
И взлетают к жгучей пене
Волны, как олени.

Но не думай,
Но не думай – 
Край мой
Вовсе не угрюмый.

Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай, мы встретим лаской.
Здравствуй!

В. Ледеов

 

Я родилась и выросла на бескрайних просторах Ямальской тундры. Это очень красивый край  с богатейшим растительным и животным миром.

Тундра….Завидная нынче для людей, почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей. Зимой, долгой и студеной, - снега, бураны и метели. Весной долгожданной – вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени – траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодках – морошках. Осенью – моросящим дождем и густым туманом, криком летящих на юг гусей, тусклыми красками пожухшей травы,  багровым закатом рябины, алой брусникой и морошкой по склонам ложбинок.

Я люблю свою тундру, и для меня нет родней земли, чем она. Я  не представляю себе мою  тундру без родного маленького чума, который спорит с ветрами, вьюгами, дождями и снегами, без оленьих стад,  без озер и рек безбрежной  широтой и синевой, Обской губы, в которой водятся осетры, муксуны и нельмы. Моя тундра – белый простор, оленьи и лосиные тропы, полярные ночи и северное сияние.

Как хочу я, чтоб вопреки

Самим дальним расстояньям

Любовались все материки

Нашим северным  сияньем!

Р.П. Ругин   

Тундра для нас ненцев – это огромный просторный чум. В ней каждую равнину, излучинку реки, сопку узнаем мы по известным только нам приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Большие и маленькие реки, цветы, травы, ягель многоцветный – все это имеет большое значение для нас. Мы дети природы, и всегда пользуемся щедростью ее, и берем от природы ровно столько, сколько необходимо нам для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле, рекам, птицам и зверям.

  Мы очень любим природу своей земли и у нас сложились давно добрые отношения к ней. Мы стараемся не нарушать доверие между природой и человеком.

—————

Назад